Пояснительная записка (пример -https://shs_chit_46_chita.zabedu.ru/wp-content/uploads/2018/11/Программа-спортивные-игры.pdf )
С 2017-2022 учебного года в школе в целях развития творческих способностей
обучающихся как основы успешности выпускника планируется расширение системы
дополнительного образования. В связи с этим предполагается инновационный подход к
организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий максимальное
раскрытие способностей обучающихся, их всестороннее психосоциальное и физическое
развитие через коллективную совместную с педагогами деятельность. Мы считаем
необходимым полностью интегрировать дополнительное образование в общее
образовательное пространство, которое позволит решить образовательные,
воспитательные и оздоровительные задачи. Опора на содержание основного образования
и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в
школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволит сблизить
процессы воспитания, обучения и развития… В современных условиях это направление
особенно важно, поскольку большинство родителей не могут посвящать достаточное
время воспитанию детей и их развитию. Серьезной проблемой остаётся детская
безнадзорность и её социальные последствия: травматизм, девиантное поведение,
правонарушения. В этой связи острее становится необходимость расширения системы
дополнительного образования в школе Дополнительное образование детей является
важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном
российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и
поддержки со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование детей
опирается на следующие принципы: гуманизацию, демократизацию образовательного
процесса, индивидуализацию, педагогику сотрудничества. Важнейшим принципом
дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенка вида
деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми,
родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в
условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы. Система дополнительного образования в нашей школе является составной
частью образовательной программы, интегрирующей в себе программы базисного
учебного плана с программами внеурочных занятий обучающихся. Программа
дополнительного образования рассчитана на учащихся 1-4 классов.
.
Концептуальная основа программы
Основные ценности и функции дополнительного образования детей
В Концепции модернизации Российской системы образования определены важность и
значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию
склонностей, способностей и интересов социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей –
целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное
образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию,
выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные
социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное
образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона
ближайшего развития образования в России». Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься
художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой деятельностью,
спортом – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными
возможностями. Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские
дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой
активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный
потенциал. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека его права на
самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка,
ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
Нормативная база для разработки программы развития дополнительного
образования в школе
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Воспитательный потенциал
дополнительного образования в школе
Важная особенность дополнительного образования обучающихся в школе – его
воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов
деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное
воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка
происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать
ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих
личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его – это и определяет во
многом успешность развития дополнительного образования детей. Дополнительное
образование обучающихся предполагает расширение воспитательного «поля» школы, так как .включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически
положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и
самоутверждения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта
системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или
психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, получают возможность
индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в
учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха»,
помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными
видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с
личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.
Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров и снять стереотип
однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Особое значение
имеет дополнительное образование обучающихся в школе для решения проблемы
социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Задача
дополнительного образования – помочь обучающимся сделать правильный выбор,
раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные
годы. Выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится
добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее
достижения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу
различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве
разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность:
здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества,
умение работать в коллективе, учитывая интересы других.Особенности развития
дополнительного образования обучающихся в школе:
Решая организационные проблемы в школе, педагогический коллектив стремится к
развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые
соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных
возрастов:
Создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для
позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения
его содержания.
Осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению детей в личностно
значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное»
формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего
поколения.
Ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам
деятельности, на реализацию своих способностей в объединениях дополнительного
образования.
Осуществление сотрудничества на основе договора с СЮТ№4,ДДТ №1, ДК «Центр
Казачьей культуры», поселковой библиотекой, школой искусств №5, ФОК «Энергетик».
Взаимодействие педагогов школы в обеспечении развития дополнительного
образования детей
Заместитель директора по воспитательной работе.
В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов,
помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению
профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная
на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие
учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию
совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических
советов, дискуссионных клубов, семинаров).Заместитель директора принимает активное
участие в разработке концепции и программы развития школы, в которую органично
включается дополнительное образование детей.
Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов,
непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной
направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включаяих в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав
творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся,
реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную
деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая
обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке
авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.
Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей
детей в системе дополнительного образования детей.
Классный руководитель – педагог, который имеет возможность хорошо изучить интересы
ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые
мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными
социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в
реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении
личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного
образования детей.
Педагог-психолог благодаря своим профессиональным знаниям, может выявить скрытые
способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою
работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия
школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям,
требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен
оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить
психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей,
выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с
воспитанниками.
Учитель-предметник также вносит свой вклад в развитие системы дополнительного
образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. Кроме того, учитель
непосредственно включается в систему дополнительного образования, организовав свой
кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое
объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения,
таланты, выходящие за рамки его профессии.
Цель программы: формирование гармонично развитой, социально активной, творческой,
конкурентоспособной личности школьников путём расширения системы дополнительного
образования.
Задачи:
— изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей в дополнительном
образовании детей;
— определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов
работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного
окружения школы;
-расширение системы дополнительного образования обучающихся для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам путем заключения договоров с муниципальными учреждениями дополнительного
образования;
— обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных
качеств, творческой и социальной активности, изучение интересов и потребностей
обучающихся в дополнительном образовании детей;
— формирование условий для создания единого образовательного пространства;
— создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования большего числа обучающихся;
— создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других
народов;
При организации дополнительного образования детей в школе мы опирались на
следующие принципы:
Природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем
воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не
бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать
то, чего пока нет.
Гуманизма: через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения творческих и образовательных потребностей.
Творческого развития личности: каждое дело занятия (создание проекта, исполнение
песни, роли в спектакле, спортивная игра) – творчество обучающегося (или коллектива
обучающихся) и педагогов.
Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой
регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся
любого возраста.
Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную
уважения.
Этапы реализации программы
2017-2018 учебный год
аналитико-диагностическая деятельность (анализ социокультурной ситуации, в
которой работает школа, выяснение интересов и потребностей детей и их
родителей в дополнительном образовании);
моделирование системы дополнительного образования;
создание кадровых и материально-технических условий для внедрения программ
дополнительного образования.
охват дополнительным образованием до 40% обучающихся
2018-2019 учебный год
охват дополнительным образованием до 65% обучающихся;
разработка и апробация программ дополнительного образования;
развитие и укрепление материально-технических условий для внедрения программ
дополнительного образования;
2019-2000 учебный год
функционирование системы дополнительного образования;
оценка деятельности объединений дополнительного образования путем участия
воспитанников в конкурсах, конференциях, соревнованиях различных уровней.2000-2021учебный год
— охват дополнительным образованием до 70% обучающихся;
— достижения обучающихся в различных видах деятельности;
2021-2022 учебный год
— охват дополнительным образованием до 85 % обучающихся;
— соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и
задачами;
— определение перспектив и путей дальнейшего развития дополнительного
образования в школе.